Как служат первые альтернативщики из Витебска и Полоцка
Нынешний год особенный. Призывают альтернативщиков. Точнее, не призывают в ряды Вооруженных Сил, а по Закону “Об альтернативной службе” направляют на низкоквалифицированные работы в медицинские и социальные учреждения. Помните, Остап Бендер кричал отцу Федору: “Набил бы я тебе морду, да Заратустра не позволяет”. Для того, кому религиозные каноны действительно не позволяют браться за оружие, новый закон — настоящее спасение.
Владислав Элькин и Виталий Лигенкин приехали в Корму из Витебска и Полоцка. Они пока первые и единственные, кто проходит альтернативную службу в районе.
Райцентр Корма в Гомельской области. Коридор местной Центральной районной больницы. Мне навстречу двое парней тащат холодильник. Я уже осведомлен, что это практически единственные здесь работники призывного возраста и мужского пола.
— Альтернативщики?
— Так точно, — отвечают они довольно бодро.
Владислав Элькин и Виталий Лигенкин приехали в Корму из Витебска и Полоцка. Они пока первые и единственные, кто проходит альтернативную службу в районе.
Виталий — член общины свидетелей Иеговы. Владислав — индуист (кришнаит). Даже шутит, что Корма (а по-белорусски — Карма) — это часть его кармы. Оба эти религиозные учения не позволяют принимать присягу, учиться воевать и даже носить военную форму. Теперь Виталий (как имеющий высшее образование) 2 года, а Владислав 3 года будут работать санитарами. Ухаживать за тяжелобольными пациентами.
Виталий Лигенкин, выпускник Полоцкого государственного университета по специальности “Инженер-строитель теплогазоснабжения и вентиляции”:
— Очень хорошо, что принят Закон “Об альтернативной службе”. Это избавляет тех, кто не может идти в армию по религиозным причинам, и руководство воинских частей от ненужных трений и проблем. Мы же не дезертиры, мы готовы служить на благо общества, но только на другом фронте — помогать больным. Можно считать, что мы проходим службу в госпитале.
В советское время, когда на религиозных взглядах никто не заострял внимания, роль своего рода альтернативных частей выполняли хозяйственные роты и железнодорожные войска. Сегодня армия все больше становится профессиональной. Техника совершенствуется, стратегия меняется. Упор делается на контрактников-профессионалов. В такой структуре человеку, морально не готовому браться за оружие, нет места.
“Штатских призывников” начальник обособленной группы военных комиссариатов Рогачевского и Кормянского районов майор Александр Богомазов видит впервые:
— Если люди верующие уверены, что так они свой долг перед страной выполнят лучше, пусть проходят альтернативную службу. Этот вариант помогает им не врать и не косить от армии. Хочу добавить, что так как присягу они не принимают, то во время альтернативной службы их контролируют не военные структуры, а местные управления по труду и занятости населения. Это штатские люди, которые живут по штатским законам.
Государство для альтернативщиков создало неплохие условия. В период прохождения альтернативной службы гражданам предоставляется общежитие и выплачивается ежемесячное денежное содержание, установленное в размере 150% от наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения (примерно 260—270 рублей). Начиная с тринадцатого по счету месяца службы сумма увеличится на 20%, с двадцать пятого — на 40%. Ребята уверяют, что прожить можно.
Заместитель главного врача по медицинской части Кормянской центральной районной больницы Тамара Бисюкова новобранцами пока довольна:
— Они работают по схеме: один — месяц в палатах убирает за лежачими больными, второй — на хозяйственном дворе. Потом меняются. Ребята ответственные. График работы с 8.00 до 17.00 — шесть дней в неделю. В больнице пять отделений, они везде трудятся, за исключением детского отделения и роддома. Нам крепкие руки здесь очень нужны. Попробуй потаскай на себе лежачих пациентов. Коллектив в основном женский. Найти мужчину на работу санитара — проблема. Поэтому такое пополнение можно назвать усилением.
Никто не жалуется — служба по графику, ночью — свободен. Может, и не престижно, зато дышится вольно. Правда, пока Владислав и Виталий единоверцев в Корме не обнаружили. Свои религиозные обряды совершают в уединении, хотя и в одной комнате. Мантры и молитвы звучат по соседству.
Владислав Элькин — вегетарианец, как и большинство индуистов. Даже на гражданке составить себе меню непросто.
В армейской столовой ему никто не делал бы скидку на рацион. Это могло стать еще одной проблемой. Виталий признается, что новый закон просто спас его:
— Чтобы не пойти в армию по религиозным убеждениям, эти убеждения, во-первых, надо иметь. Во-вторых, община или церковь, к которой вы принадлежите, должна быть официально зарегистрирована. Перед походом в военкомат вы берете в общине справку, что вы действительно являетесь ее членом. С собой надо взять одного или двух своих собратьев по вере, лучше священника или руководителя. Дальше беседы в призывной комиссии.
Кому-то может показаться, что Закон “Об альтернативной службе” неплохой способ откосить от армии. Но носить три года утки за больными? Чтобы променять на это трудную, но веселую молодую жизнь в мужском коллективе? Для этого нужны настоящие религиозные скрепы. Кстати, традиционные христиане — православные и католики, даже если сильно ненавидят оружие, войну и форму, не смогут воспользоваться законом. Сражаться за правое дело, например, за Родину или за веру, традиционное христианство не запрещает. Пока альтернативщики, а их всего по стране чуть более полсотни, — капля в многотысячном призывном море. Большинство наших ребят хотят и могут служить Родине, а если надо — и защитить ее с оружием в руках.